Что такое дизайн-мышление и как оно помогает бизнесу
Дизайн-мышление (design thinking) — это методология, которая помогает компаниям решать сложные задачи через творческий подход и фокусироваться на реальных потребностях пользователей. В отличие от традиционных подходов к решению проблем, дизайн-мышление ставит человека в центр процесса, предлагая инновационные решения, которые не только решают бизнес-задачи, но и улучшают опыт пользователей.
Использовать дизайн-мышление можно в разных сферах (ретейл, строительство, IT, электронная коммерция и т. п.). Методология помогает создавать инновационные продукты, повышает конкурентоспособность и позволяет адаптироваться к изменениям рынка.
Как работает дизайн-мышление
Дизайн-мышление — целая философия, направленная на создание продуктов и услуг, идеально соответствующих нуждам конечных пользователей. Что движет потребителями? С какими проблемами они сталкиваются? Как решить их наиболее эффективно? Методология помогает ответить подробно на все эти вопросы.
Ключевые принципы дизайн-мышления:
- Человекоцентричный подход: пользователь — главный объект исследования.
- Итеративный процесс: решения проверяют и дорабатывают в несколько этапов.
- Творческий подход: фокус на генерацию нетривиальных решений.
- Командная работа: креативные идеи рождаются в групповой работе с разными специалистами.
Этапы дизайн-мышления
Процесс дизайн-мышления делится на пять ключевых этапов: эмпатию, фокусировку, генерацию идей, прототипирование и тестирование. У каждого свои задачи и инструменты. Рассмотрим их детальнее.
1. Эмпатия — понимание пользователя
Первая и самая важная стадия. В этот момент задача команды — погрузиться в проблемы и потребности пользователей. Полезные инструменты здесь: глубинные интервью, наблюдение, «один день из жизни», анализ артефактов, ведение журнала, shadowing (наблюдение за действиями пользователя в реальном времени).
Пример использования в сфере HR: представьте, что компания внедряет новую программу для внутренних коммуникаций. Вместо того чтобы основываться только на технических спецификациях, важно узнать, как сотрудники используют существующие инструменты, какие у них трудности и что они хотели бы изменить. Глубинное интервью поможет выявить слабые места: возможно, команда нуждается в более простой программе.
2. Фокусировка — определение проблемы
После того как собраны данные, нужно структурировать информацию и выделить ключевые проблемы, с которыми сталкиваются пользователи. На этом этапе используют инструменты анализа данных:
- Персоны — создание портретов пользователей.
- CJM (customer journey map) — карта пути пользователя.
- HMW (how might we) — инструмент для превращения проблем в вопросы, которые начинаются с «Как мы можем…». Например: «Как мы можем ускорить обслуживание клиентов на кассе?» Метод стимулирует поиск креативных решений.
- Gap (gap analysis) — анализ разрывов между текущим и желаемым состоянием. Он выявляет, где есть проблемы и что нужно сделать для достижения целей.
- PoV (point of view) — это точка зрения на проблему, основанная на исследовании пользователей. Помогает четко определить, чью проблему решаем и почему.
- What If — креативный инструмент, позволяющий рассматривать гипотетические сценарии, выходя за рамки ограничений (подробнее про практику «А что, если?..» мы писали здесь).
Пример для сферы электронной коммерции: предположим, интернет-магазин собирает данные о том, как пользователи покупают. В процессе выясняется, что большинство клиентов бросают корзину на этапе оформления заказа. После анализа карты пути клиента (CJM) становится ясно, что у процесса оплаты слишком сложный интерфейс.
3. Генерация идей — поиск решений
Когда проблема четко сформулирована, приходит время генерировать идеи, как эту проблему можно решить. Это творческий этап, на котором используют мозговые штурмы, визуализацию идей и сборки (метод комбинирования различных подходов и решений).
Пример для электронной коммерции: для решения проблемы с оформлением заказа на сайте (упомянутой выше) команда предлагает разные идеи, от изменения структуры страниц до внедрения простого процесса оплаты в один клик.
4. Прототипирование — воплощение идей
На этом этапе команды создают простые модели для возможных решений. Прототипирование — быстрый и экономичный способ проверить, как идея будет работать на практике. Прототип может быть физическим продуктом, интерфейсом или ролевой игрой, стимулирующей формат новой услуги.
Пример для строительства: предположим, компания разрабатывает новый тип модульных домов. Прототипирование позволяет создать миниатюрную модель дома и протестировать ее на прочность, удобство сборки и стоимость материалов, прежде чем запускать производство.
5. Тестирование — проверка решения
Последний этап — тестирование прототипа с реальными пользователями. Цель — выявить слабые места решения и улучшить его. Этот процесс также может включать несколько итераций: после каждого тестирования возможны доработки и улучшения.
Пример для фармацевтики: при запуске медицинского приложения для врачей и пациентов тестирование позволяет собрать обратную связь от пользователей и выяснить, насколько интуитивно понятен интерфейс и какие функции нужно доработать.
Преимущества использования дизайн-мышления в бизнесе
Для крупных компаний дизайн-мышление открывает много возможностей:
- Повышение уровня инноваций: решения часто возникают благодаря нестандартным подходам.
- Гибкость и адаптация: методология позволяет быстро адаптироваться к изменяющимся условиям рынка.
- Оптимизация процессов: благодаря глубокому анализу потребностей пользователей компании могут создавать более эффективные продукты и услуги.
- Улучшение клиентского опыта: решения, ориентированные на человека, создают положительный опыт, который увеличивает лояльность клиентов и процент их возвращаемости.
Дизайн-мышление помогает бизнесам понимать клиентов и находить решения, которые соответствуют их реальным нуждам. Внедрение этой методологии может существенно повысить конкурентоспособность компании, улучшить клиентский опыт и помочь в создании инновационных продуктов и услуг.
Подробнее изучить методологию помогут книги:
— «Дизайн-мышление в бизнесе» Тима Брауна;
— «Думай как дизайнер» Жанны Лидтка и Тима Огилви.
Хотите использовать все возможности дизайн-мышления в своем бизнесе? Свяжитесь с нами в «Телеграме» или по адресу hello@invisibleforce.ru, чтобы запустить трансформацию вашего проекта и сделать его более адаптивным и прибыльным.