
Прямота с эмпатией: памятка для эффективных коммуникаций
Как общаться на работе и вне ее так, чтобы слова не разрушали отношения, а напротив – укрепляли их и помогали вам достигать поставленных целей? В этой памятке от Ани Кочарян — партнера по развитию, бизнес-медиатора, сертифицированного практика по НHО (ненасильственному общению) и executive-коуча — вы найдете ключевые практики, которые помогут вам подготовиться к значимым разговорам и улучшить командное взаимодействие.
Мы знаем, как непросто даются некоторые коммуникации – сложные диалоги, отстаивание личных границ и т.п. Если подступиться к таким разговорам без подготовки, последствия могут быть неожиданными.
Вот несколько шагов, которые помогут вам подготовиться к важным или сложным разговорам.
Выделите время на со-настройку с собой
Перед тем как начать разговор, сначала важно настроиться на себя и свое состояние. Выделите немного времени на рефлексию и задайте себе несколько ключевых вопросов:
С каким намерением я иду в диалог?
Определите, что для вас приоритетно: найти решение, наладить контакт или выразить свои чувства и переживания. Это поможет сохранить фокус и не увлечься эмоциями.
Что я хочу создать через этот разговор?
Подумайте, как вы хотите, чтобы ваш собеседник чувствовал себя в процессе диалога. Это поможет включить эмпатию.
Оперируйте фактами, а не оценками
Фокусируйтесь на конкретных фактах, а не на эмоциях. В противном случае вам будет сложно общаться конструктивно. Выбирайте формулировки и опустите оценочные суждения.
Антипример:
«Ты всегда игнорируешь дедлайны, из-за тебя вся команда страдает и не успевает завершить проекты» – такая фраза создаст еще большее напряжение.
Вариант для диалога и поиска решений:
«Я заметила, что за последние три месяца четыре задачи были сданы с задержкой» – в этой фразе больше конкретики.
Для работы с такими формулировками будет полезна практика «Чистый факт».
Озвучивайте свои чувства и потребности
Общаясь в бизнес-среде, многие привыкли сразу переходить к ожиданиям. Однако для создания контакта и взаимопонимания будет полезнее, если вы раскроете свои карты первым: расскажите собеседнику, что вы чувствуете и что для вас важно.
Например:
«В данной ситуации я беспокоюсь, поскольку для меня важно соблюдение сроков перед командой и заказчиками, а сейчас происходят задержки, причины которых мне непонятны».
Научиться лучше осознавать свои чувства и потребности можно вместе с материалами из гайда «Искусство внутренней ясности».
Сформулируйте четкую просьбу
Если у вас есть конкретные ожидания, озвучьте их собеседнику в позитивной форме. И будьте готовы услышать отказ, ведь просьба – это не требование.
Здесь важно выбирать правильные формулировки, давайте рассмотрим их детальнее.
Пример неконкретной просьбы с «не»:
«Я прошу тебя больше не затягивать с проектами».
Пример конкретной просьбы:
«Я прошу тебя за несколько дней до дедлайна сообщать мне о возможных задержках, чтобы мы могли вместе подумать над решениями для ускорения процесса. Возможно, ты переживаешь, что я могу негативно отреагировать?»
Далее можно обсудить, как вы можете помочь друг другу в поиске решений.
К тому же, можно выйти с просьбой о понимании или контакте, если у вас нет конкретного предложения:
«У меня нет четкого решения прямо сейчас. Может, обсудим и найдем выход вместе?»
Поддержите ваши договоренности
Когда вы пришли к определенным договоренностям по действиям, обсудите, есть ли что-то, что вы могли бы сделать, чтобы помочь им произойти?
Пример:
«Давай обсудим, что можем сделать вместе, чтобы поддержать наши договоренности».
Этот подход помогает создавать безопасное пространство для открытого диалога и развития взаимопонимания.
Сохраняйте памятку и делитесь с коллегами!
Больше полезных материалов для чуткого лидерства – в телеграмм-канале Ани Кочарян «Нейроны загуляли».