Как быть лидером в человекоцентричной компании
Лера Айзен, лидер практики «Продуктовая культура» и NeuroTech Invisible Force, рассказала, каким должен быть лидер человекоцентричной компании.
Человекоцентричность сегодня перестает быть «странной причудой» и все чаще становится доминирующей философией современного бизнеса.
Компании уже не берутся запускать продукты без исследования потребностей и мотивов потребителей, а сервисы для внутреннего использования все чаще проектируются с учетом особенностей EJM (карты пути сотрудника) и EX (опыта сотрудника).
Все это предполагает серьезный сдвиг в мышлении и поведении руководителей. В человекоцентричной компании от лидера, помимо базовых компетенций, ожидают ряд новых качеств. Каких?
Эмпатия — самое важное качество человекоцентричного лидера.
Он должен уметь ставить себя на место сотрудников, понимать их потребности, проблемы и мотивы. Эмпатичный лидер создает доверительные отношения и безопасную среду, в которой каждый сотрудник может раскрыть свои таланты.
Такой лидер при принятии важного решения обязательно выяснит мнение команды — ему искренне важно, как решение скажется на состоянии и людей.
Так, проект Invisible Force, экс—«Культуры Инноваций» по разработке корпоративных ценностей в компании «Градиент» начался со слов основателей «давайте спросим у людей». В отличие от традиционного подхода, когда топ-менеджмент «сверху вниз» рассказывает людям, какими они должны быть, лидеры «Градиента» спросили у сотрудников, какой они видят компанию сегодня и в какой культуре хотели бы работать завтра – и именно эту культуру задокументировали в ценностях и принципах работы.
Гибкость и умение договариваться — человекоцентричный лидер знает, что он работает не с функциями и не с роботами, а с живыми людьми, у которых есть своя жизнь и огромное количество факторов, на нее влияющих.
Такой лидер открыт для обсуждения индивидуальных условий для своих сотрудников, не жалеет времени на разговоры о планах их развития. Если что-то идет не так, он всегда готов вернуться к диалогу и найти новый win-win вариант.
Благодаря такой философии, в турбулентные моменты, требующие выхода за привычные рамки, руководитель может рассчитывать на лояльную команду, готовую так же гибко реагировать на изменения и поддерживать их. Такие команды можно назвать «антихрупкими».
Радикальная прямота — этот термин впервые появился в Netflix и быстро стал популярным стилем лидерской коммуникации и корпоративной культуры в целом.
«Радикальная прямота», которая подразумевает полную честность в сочетании с искренней заботой о человеке и бережном отношении к его состоянию. В таком подходе даже неприятная обратная связь воспринимается человеком не как нападение, а как вклад в его развитие.
Такой стиль коммуникаций помогает информации в компании свободно циркулировать, быстро замечать и исправлять ошибки и наращивать профессионализм внутри команд.