Семиотика в корпоративной культуре
Материал от Сони Кулик, комьюнити-менеджера Invisible Force.
Каждый раз, когда вы думаете, что видите или ищете какой-либо знак, вы становитесь на шаг ближе к семиотике — науке о коммуникативных системах. Семиотика исследует символы и коды и то, как они создают смысл в коммуникации.
Мы сталкиваемся с этой наукой ежедневно, например, когда идем по улице и знаем, что нужно остановиться на красный свет светофора, ведь он передает нам сигнал «СТОП».
Доказано, что человеческое мышление имеет знаковую природу, и потому реальность познается чаще всего через символы. Антрополог Клиффорд Гирц отмечал, что культура в целом — это взаимосвязанные системы понятных знаков.
Семиотика постоянно используется в маркетинге: вспомним знаменитый swoosh компании Nike, который передает скорость, траекторию движения и звук проносящегося мимо человека. Один графический символ несет в себе множество ассоциаций и «ключей» — разгадок.
А как эта наука встраивается в опыт сотрудника в компании? Как семиотика помогает устанавливать культурные ценности и регулировать нормы?
Семиотику можно представить в виде дерева, корни которого переплетаются с ценностями компании, и в результате оно дает плоды в виде отклика сотрудников.
- «Ведь вы этого достойны» — не просто слова, это общая миссия L’Oréal Paris. Новый сотрудник знакомится с ней «изнутри» с первого дня, когда получает welcome pack с косметикой, подставкой для гаджетов и бутылкой для воды для поддержки водного баланса.
- В Deloitte также стремятся к заботе о сотрудниках, поэтому дарят антистрессовый мяч, а также эластичную ленту для расслабления. Брошюра «10 способов сделать моменты значимыми» помогает продемонстрировать подход компании — важно не только, «что» мы делаем, но и то, «как» это происходит.
- В компании Gapingvoid в популярных местах офиса создали «культурные стены» — плитки заполняют разными сообщениями, которые визуально формулируют нормы и убеждения для будущих лидеров. Это «триггеры трансформации» — символы с набором эмоций, воспоминаний и целей.
Как компании «общаться» знаками | чек-лист
Шаг 1. Создать и зашифровать сообщение для сотрудников
Для этого:
1) Проанализируйте, какие вербальные или визуальные сигналы отправляет компания прямо сейчас (например, в офисном пространстве: какие цвета используются, что окружает сотрудников, как оформлены общие пространства, что первым бросается в глаза).
2) Подумайте, какие эмоции мы при этом испытываем:
— как срабатывает «автопилот», наши первые впечатления
— что мы чувствуем, когда погружаемся в картину → по результатам размышления и рефлексии
— например, вы видите автоответ от коллеги, который находится в отпуске: «Спасибо за ваше письмо! Сейчас я нахожусь в отпуске и смогу ответить на него через неделю. Если вопрос срочный, вы можете обратиться к моему коллеге или написать мне в мессенджер». Какое ваше первое впечатление? Вы чувствуете раздражение или разочарование? Какая ваша следующая реакция? Благодарность за то, что вам предложили выход из ситуации?
Можно увидеть, что даже такие мелочи, как автоматический ответ в почте становится одной из «точек» продуманной коммуникации, когда многие из нас задумываются, какой «сигнал» отправить человеку.
3) В рамках всей компании определитесь с желаемыми знаками/символами (отдельными элементами), шифрами (из нескольких знаков) и культурным кодом (знаками, которые составляют единую историю). Чаще всего это называется миссией компании, то, что закладывается в ДНК каждого сотрудника и может удерживать их на рабочих местах помимо материальных ценностей и преимуществ.
Шаг 2. Сотрудник расшифровывает сообщение через призму своих ценностей, жизненного опыта, верований
Для этого:
1) Определите «вашего» сотрудника — кто должен считать послание? Какие черты характера должны быть у человека, помимо рабочего бекграунда и опыта на схожей позиции?
2) Составьте его портрет + «культурный» контекст;
Шаг 3. Сотрудник решает, насколько полученное сообщение соответствует его позиции
Для этого нужно составить матрицу, где код компании сметчится с кодом человека (какие ценности вас как работодателя «попадут в сердечко» разной аудитории).