От тренинга к трансформации: как мы помогли фармацевтической компании внедрить инновационную культуру
Самая выигрышная ситуация для компании — когда инновации становятся не просто обязанностью нескольких сотрудников, а мышлением и культурой каждого члена команды.
В конце 2023 года команда крупной фармацевтической компании обратилась в Invisible Force с запросом на тренинг по инновациям. Как всегда, перед началом программы мы провели серию интервью с ключевыми стейкхолдерами и будущими участниками. В процессе исследования выявилось несколько важных аспектов:
- В компании не было единого понимания того, что такое инновации.
- Сотрудники затруднялись ответить на вопрос «Что в вашей компании думают об инновациях?».
- Компания находилась в пост-интеграционной фазе после слияния двух организаций с разными корпоративными культурами. Процессы, связанные с инновациями, еще не были выстроены.
После анализа ситуации мы вернулись к клиенту и честно поделились, что обучение по инновациям сейчас не принесет эффекта. Вместо этого мы предложили построить преобразовательную программу по внедрению инновационной культуры.
Так началось наше долгосрочное партнерство с этой компанией, которая вскоре удивила нас скоростью внедрения процессов, что привело к максимальной отдаче инвестиций от обучения.
Преобразовательная программа: этапы
Этап 1. Стратегические сессии с лидерами
На первом этапе мы провели серию образовательно-стратегических сессий с лидерами компании. Это позволило:
- синхронизироваться по стратегии и ценностям бизнеса;
- определить, что именно в контексте компании считается инновацией и какую прикладную задачу будут решать инновации;
- определить приоритетные типы инноваций, которые необходимы бизнесу для достижения стратегических целей;
- описать роль топ-менеджмента в поддержке инноваций и мотивации сотрудников.
На второй сессии мы ответили на ключевые вопросы:
- Что мешает формированию инновационной культуры?
- Какие элементы инноваций и предпринимательского мышления уже хорошо работают, а что нужно добавить?
Также мы определили, какая форма организации инновационных процессов и команд будет эффективна в этом случае. Описали процесс работы с инновациями в компании. Сформировали список инициатив для внедрения процесса, которые лидировали топ-менеджеры. Описали навыки и мышление, которые необходимо развить у сотрудников для их участия в инновационных процессах.
Этап 2. Синхронизация на уровне компании
Мы передали видение будущих изменений сотрудникам. CEO компании еще раз подчеркнула стратегические цели и роль инноваций в их достижении. При этом она не просто озвучила цели бизнеса, а поделилась, как инновации могут улучшить работу и жизнь каждого сотрудника.
Мы же рассказали, что такое инновации, какие виды инноваций существуют и как можно генерировать идеи. Привели примеры из практики других компаний и обсудили мировые тренды. Это помогло синхронизировать команду и создать мотивацию для изменений.
Сразу после вебинара мы открыли набор «амбассадоров инноваций» — сотрудников, готовых пройти образовательную программу. На участие подали заявки 40 человек из разных департаментов (это 30% компании).
Этап 3. Обучение навыкам работы с инновациями
Мы провели двухдневный тренинг по дизайн-мышлению и основам мышления инноватора, участники которого изучили глубинные исследования, создание карт пути клиента (CJM) и методы экспериментирования. Это обучение помогло сформировать сообщество инноваторов, готовых искать идеи и запускать эксперименты.
Этап 4. Запуск Innovation Board
Сразу после обучения CEO компании анонсировала создание Innovation Board — платформы для поддержки инноваций на всех уровнях. Теперь любой сотрудник может подать идею в банк идей и получить помощь в ее проверке и запуске эксперимента. Если идея получает одобрение инновационного комитета, автор может начать формировать кросс-функциональную команду для ее реализации.
Для участников программы также была разработана система нематериальной мотивации: дополнительные обучающие сессии, встречи с внешними экспертами и другие бонусы для самых активных сотрудников.
Результаты
Внедрение Innovation Board стало важным этапом для развития инновационной культуры в компании. Мы продолжили работу на всех уровнях: помогали топ-менеджерам искать драйверы роста и разрабатывать стратегию до 2027 года, а сотрудников поддерживали тренингами по питчингу идей, стратегическому и креативному мышлению.
За три месяца клиент прошел путь от отсутствия единого понимания инноваций до формирования полноценного процесса их внедрения. За это время в банк идей поступило 32 предложения, четыре из которых уже реализуются, два готовятся к запуску, а семь сразу пошли в работу как улучшения.
Сейчас на тренингах мы с гордостью наблюдаем, как сотрудники готовят идеи для обсуждения на Innovation Board, и видим, как инновации становятся частью их повседневной работы.
Ключевые факторы успеха:
- Инициатива от лидеров компании — готовность к быстрым изменениям и вовлеченность ключевых участников бизнеса.
- Партнерство с CEO — генеральный директор активно поддерживал проект, служа ролевой моделью для сотрудников.
- Выбранная траектория проекта — от стратегического видения топ-менеджеров до вовлечения сотрудников и создания ядра инноваторов, готовых развивать компанию.
- Ценности компании — наличие ценности «Предпринимательство» в ДНК компании послужило основой для успешной реализации программы.
- Сильный и вовлеченный лидер в лице HRD со стороны команды клиента, который поддерживал коллаборацию между участниками процесса, быстро собирал метрики и реагировал на обратную связь от сотрудников.
«Наша работа над развитием культуры инновационного мышления продолжается, и мы благодарны коллегам в Invisible Force за то, что они держат руку на пульсе и всегда готовы нам помочь. С начала проекта мы отмечали индивидуальный и вдумчивый подход к нам как клиенту. Мы всегда могли обсудить проект на любом этапе его развития и поменять вектор, если понимали, что что-то не работает или не срабатывает в момент. Желание помочь, экспертность, чуткость к клиенту и рефлексия после каждого шага — это то, что помогает нам успешно сотрудничать с Invisible Force и быть успешными в нашем проекте», — отметил клиент.