Как превратить модель компетенций в карту звездного неба
Tele2/Altel — один из крупнейших мобильных операторов в Казахстане, и в прошлом году вместе с нашей командой он провел редизайн корпоративных ценностей. Теперь же предстояло сделать так, чтобы ценности стали живой частью процессов.
Формулировки новых ценностей включали правила поведения для сотрудников: по три правила на каждую ценность. Вопрос стоял так: «Какое поведение должно развивать карьеру сотрудника? Какие компетенции он должен иметь?»
Коллеги из People Office разработали модель компетенций, но она оказалась сложной для понимания: длинные таблицы и многостраничные презентации были далеки от простоты и наглядности. Именно поэтому Tele2/Altel обратилась к Invisible Force за помощью, как упростить и визуализировать модель компетенций, сохранив дух корпоративных ценностей.
Нам предстояло создать удобный и привлекательный инструмент для развития сотрудников, который органично впишется в корпоративную культуру компании. Отдельной задачей было передать уникальные особенности корпоративных ценностей, вписать их в бренд работодателя Tele2/Altel «Территория возможностей» и добавить элементы казахстанской культуры.
Вызов
В 2022 году Tele2 стала лучшим оператором Казахстана по скорости передачи данных и одной из первых запустила сеть 5G. Тогда же компания получила звание лучшего работодателя Центральной Азии по версии премии «HR-бренд» по Центральной Азии от HeadHunter.
В последние годы Tele2/Altel пережила значительные изменения: смену акционеров, внедрение новых технологий и пересмотр корпоративных ценностей. Нужно было обновить модель компетенций сотрудников и лидеров, чтобы соответствовать новым вызовам, — взаимодействие, принятие решений и коммуникация становились важнейшими элементами.
Коммуникация этих изменений внутри компании была ключевой частью успеха. Айнура Кошоева, head of people office Tele2/Altel, предложила команде Invisible Force разработать креативную упаковку для новой модели компетенций, чтобы сотрудники восприняли ее как органическую часть корпоративной культуры.
Концепция должна была быть ультрасовременной, технологичной, отражать главный посыл HR-бренда «Территория возможностей» и в то же время демонстрировать связь с культурными традициями Казахстана, которыми гордятся сотрудники компании. Иными словами, нам предстояло создать продукт на стыке классического HR-инструмента и анализа культуры целой страны.
Решение задачи
Мы применили метод «Технологии инсайта», который помогает создавать долгосрочные решения, опираясь на рациональные и эмоциональные данные. По классике дизайн-мышления мы собрали команду с разным релевантным опытом и экспертностью: исследователей-аналитиков, арт-директора Invisible Force, специалистов по T&D, внутренним коммуникациям и SMM со стороны клиента и эксперта-искусствоведа.
Шаг 1. Рефрейминг
Команда проекта определила задачу. Какая проблема решается? Как она звучит от заказчика? Как бы ее сформулировали сотрудники, рынок, технологии, потребители, страна?
Шаг 2. Насыщение
Мы уже были знакомы с культурой компании по предыдущим проектам редизайна корпоративных ценностей и формирования бренда работодателя, поэтому сосредоточились на анализе вторичных данных:
- проанализировали модель компетенций,
- обобщили выводы из прошлых исследований культуры компании,
- изучили мировые бенчмарки упаковки моделей компетенций,
- исследовали современный культурный контекст и медиаландшафт Казахстана.
Шаги 3 и 4. Поиск и выбор идеи, бессознательный анализ
В ходе креативных сессий команда предложила шесть концепций. Мы остановились на метафоре навигации по «территории возможностей» Tele2/Altel. Первая версия визуализации представляла модель компетенций как карту Казахстана, где четыре ценности компании соотносились с четырьмя природными зонами страны, а компетенции — с конкретными точками на карте.
Однако на фокус-группах сотрудники восприняли метафору буквально и начали задавать вопросы о расположении ценностей на карте. Это привело к недопониманию, и мы отказались от этой идеи.
Но визуализация лидерских компетенций в виде созвездий получила однозначную поддержку:
Шаг 5. Упаковка инсайта
Мы перешли к метафоре звездного неба. Компетенции стали созвездиями, которые сотрудник изучает, как космический путешественник, перемещаясь между ними. В этой концепции сотрудники могли выбирать собственные траектории развития, а «Навигатор компетенций» помогал им ориентироваться в этом пространстве.
Мы нашли интересную культурную деталь: казахи с давних времен ориентировались по звездам. Это вдохновило нас создать визуализацию на основе созвездий, где каждая ценность связана с элементами казахстанской культуры, но при этом сохранялась футуристичная стилистика.
Мы разработали дизайн 14 иконок, каждая из которых имеет свою вариацию в виде созвездия. Это отражало развитие и будущее компании. Карта звездного неба позволяла каждому сотруднику «путешествовать» и развиваться внутри компании.
Кроме того, мы создали «капсулы компетенций» — наборы компетенций, необходимых для разных должностей. Они служат ориентиром как для тех, кто уже занимает позицию, так и для тех, кто формирует свой трек развития, чтобы до нее дорасти. Чтобы клиентам было удобно собирать такие капсулы, мы разработали конструктор в Figma с инструкцией.
Мы создали инструкцию для сотрудников, объяснили логику дизайна и его адаптацию для различных носителей. Концепция органично вписалась в позиционирование бренда работодателя Tele2/Altel и создала основу для развития корпоративных инструментов и активностей в компании: треков обучения, оценки по ценностям, интерактивных конкурсов.
Интересны подробности этого проекта? Хотели бы поработать с брендом работодателя или выстроить модель компетенций по-новому? Тогда пишите нам в «Телеграме» или по адресу hello@invisibleforce.ru — поможем создать культуру, которая будет поддерживать цели вашего бизнеса!