Внутренняя сила компании: как мы создали сообщество амбассадоров для клиента
Крупный банк в сотрудничестве с Invisible Force (экс «Культура Инноваций») перезапустил уникальное сообщество амбассадоров, которые продвигают компанию как технологического лидера и активно участвуют в ее жизни.
Контекст проекта
Внутри банка действовал закрытый клуб амбассадоров — сотрудников, которые регулярно делятся успехами команд и подразделений, выступают на конференциях, представляя компанию, создают новые продукты.
Однако, несмотря на уникальную экспертность амбассадоров, существовал ряд вызовов: высокая загрузка, необходимость поддерживать статус компании как технологического лидера на рынке и важность самоорганизации сообщества.
Цель проекта Invisible Force — перезапустить действующее сообщество амбассадоров, чтобы участники активно вовлекались и представляли банк на внешнем и внутреннем уровнях, становились ролевыми моделями для сотрудников в трансляции ценности и системы координат как в проектах, так и в личных отношениях.
Важно было создать сообщество, которое будет саморазвиваться, где амбассадорство воспринималось бы как особый статус и важная роль, а не дополнительная нагрузка.
Предыстория
Клуб появился в 2022 году, но внешние вызовы не давали сообществу раскрыться.
Что хотел бизнес:
- продвигать компанию через экспертность и личный бренд сотрудников,
- создать самоорганизующееся внутреннее сообщество амбассадоров.
С чем пришлось столкнуться:
- существующие амбассадоры — руководители с высоким уровнем загрузки, не могут регулярно вовлекаться в жизнь сообщества;
- сообщество само не развивалось с точки зрения самоходности, и нужно было доработать процессы управления;
- участники, которые активно делились опытом индивидуально, не проявляли себя в клубе и ждали дополнительных указаний.
Для анализа сообщества и работы с ним команда банка обратилась к Invisible Force.
Решение
В январе — мае 2023 года мы провели внутреннее исследование сообщества амбассадоров и существующих артефактов. Нам нужно было найти и устранить разрывы, препятствующие развитию сообщества.
«Мы не пошли по пути стандартного комьюнити-канваса, так как его результаты часто оказываются слишком объемными. Мы создали собственную схему работы „зачем, кто, как“. Мы искали ответы на вопросы: зачем комьюнити компании, команде, участникам; кто именно в нем состоит; каким образом сообщество развивается», — рассказывает куратор проекта.
Прежде чем ответить на эти вопросы, команда провела глубинные интервью с участниками, чтобы понять их потребности и определить, почему им сложно вовлекаться в активности. На основании полученных данных разработали новые принципы функционирования сообщества.
Задачи проекта:
- исследовать опыт участников сообщества через глубинные интервью;
- сформировать принципы существования сообщества (онбординг, офбординг, правила комьюнити);
- разработать механики управления сообществом, систему метрик, мотивации и ритуалов.
Результаты
Работа с комьюнити заканчивается, только когда комьюнити перестает существовать, хотя чаще всего оно получает новую форму и работа продолжается. Поэтому в нашей работе мы поставили не точку, а многоточие.
Чего удалось достичь:
- мы определили миссию и цели сообщества, актуализировали их вместе с участниками и с учетом опыта существующего сообщества;
- ввели четкие правила для онбординга и офбординга, разработали механики мотивации участников, включая уникальные мероприятия и персонализированный мерч;
- создали систему для оценки активности амбассадоров и их вклада в жизнь сообщества, учитывая индивидуальные особенности и профессиональную загруженность участников;
- создали карту экспертности — фундаментальный артефакт клуба, отражающий уникальные навыки каждого участника сообщества.
Клиент отметил, что четверть клуба активно вовлекалась в процесс «донастройки» и перезапуска сообщества: уделяла время глубинным интервью и многочасовым генерационным сессиям, придумывала форматы для онбординга и офбординга сотрудников. Появилось чувство «нам не все равно» и «это действительно важно».
Команда получила инструменты и практики, которыми она может пользоваться еще долго. Мы передали коллегам своего рода конструктор решений, который позволяет в зависимости от ситуации, бюджета и задач выстраивать план действий.
Карта экспертности показала, каких амбассадоров не хватает сегодня, какие навыки нужно развивать и как строить второй набор амбассадоров.
Перезапуск сообщества амбассадоров стал примером того, как эффективно использовать внутренние ресурсы компании для усиления бренда и создания прочного сообщества лидеров, способных продвигать инновации и технологическое лидерство на рынке.
Инструкция по применению
Чтобы сообщество лидеров работало так, как нужно вам, следуйте этим шагам:
- Начните с людей. Важно культивировать идею, что каждый ценен и, приходя в комьюнити, пополняет общий ресурс. Люди будут помогать достигать бизнес-целей и решать общие задачи.
- Определите цель. Начинайте с вопроса «зачем?». Узнайте, какие проблемы не закрыты и почему. Найдите амбассадоров, которые поддержат вашу инициативу.
- Создайте ядро. Сразу формируйте ядро комьюнити, чтобы вместе принимать решения и распределять ответственность.
- Определите ценность. Комьюнити должно иметь отличительные черты. Например, принцип постоянного саморазвития, вокруг которого можно объединять людей.
- Расскажите историю. Научитесь рассказывать историю создания комьюнити. Это поможет новым участникам понять, подходят ли они вам.
- Проведите ресерч. Найдите существующие комьюнити и подумайте о коллаборациях.
- Адаптируйте цели. Если у вас есть чат, но он не активен, вспомните, для чего создавалось комьюнити. Возможно, вам понадобится фасилитатор для пересмотра целей.
- Встречайтесь лично. Проводите личные встречи с участниками, чтобы понять их интересы и запросы, что их может объединить.
Следуя этим шагам, вы сможете создать сильное и активное сообщество, способное поддерживать и развивать ваш бренд.